Учебный план 2025-2026 1-3 класс (ТНР)

Пояснительная записка
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Учебный план
начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия (далее
– УП НОО ТНР) - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, коррекционно-развивающей области, иных
видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся с
ТНР.
Учебный план программы начального общего образования обучающихся с
ТНР обеспечивает реализацию требований Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
(утв. приказом
Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее - ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ), федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утв. приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1023) (далее – ФАОП), определяет учебную нагрузку в соответствии с
требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей.
Ориентиром при разработке УП НОО ТНР является федеральный учебный
план начального общего образования обучающихся с ТНР и ФАОП, в которых
отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:
- состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов,
коррекционно-развивающей области;
- недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам, отражает максимально допустимую
недельную нагрузку обучающихся;
- фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся.
УП НОО ТНР сформирован на основе следующих принципов:
- соответствие запросам и установкам родителей, учеников и учителей;
- сбалансированность относительно нагрузки обучающихся; циклов преподаваемых
дисциплин;
- преемственность всех образовательных программ МАОУГ;
- дифференциация в зависимости от направленности образования конкретных
обучающихся (вариативность содержания).
В соответствии со ст. 12 ФЗ-273, Уставом МАОУГ на уровне начального
общего образования реализуются следующие адаптированные основные
общеобразовательные программы:

Таблица 1
Уровень
образования

Направленность (наименование)
образовательной программы

Начальное
общее
образование

Адаптированная основная
общеобразовательная программа
начального общего образования для
обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи

Вид
Нормативный
образовательной
срок
программы
освоения

5.1

4 года

В структуре УП НОО ТНР выделяются две части:
Обязательная
часть

Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений

Таблица 2
Определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы
во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО,
и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения.
Обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных
потребностей,
характерных
для
обучающихся с ТНР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.

Стратегическая цель МАОУГ в области образования – обеспечение
доступности качественного общего образования, ориентированного на
формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям
современного общества и социально-экономическим потребностям участников
образовательных отношений. Реализация этой цели предполагает решение
следующих приоритетных задач, нашедших свое отражение в содержании УП
НОО ТНР:
Обеспечение качества образовательных услуг, включая: расширение
использования современных образовательных технологий, обеспечивающих
формирование у выпускников МАОУГ ключевых компетентностей как
важнейшего результата образования.
Обеспечение доступности качественного общего образования вне
зависимости от доходов и местожительства обучающихся с ТНР и их родителей
(законных представителей).
Развитие в МАОУГ системы педагогической поддержки детей с особыми
образовательными потребностями: эффективное сопровождение индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся с ТНР на всех уровнях образования.
Реализация в образовательной деятельности требований ФГОС НОО ОВЗ.

Особенности организации учебной деятельности
Срок освоения АООП НОО ТНР составляет 4 года.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся с ТНР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом году
обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для
обучающихся на первом году обучения устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом году обучения используется "ступенчатый"
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае по 4 урока по 40 минут каждый).
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов. В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный
коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия",
на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося.
Характеристика учебного плана начального общего образования
обучающихся с ТНР МАОУГ
Обязательная часть УП НОО ТНР МАОУГ представлена следующими
предметными областями:
Таблица 3
Предметные области
Учебные предметы (учебные
модули)
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык и литературное чтение на
Родной язык (русский)
родном языке
Иностранный язык
Иностранный язык (английский)
Математика и информатика
Математика
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
("окружающий мир")
Основы религиозных культур и светской Основы религиозных культур и
этики
светской этики:
учебный модуль: "Основы
религиозных культур народов
России";
учебный модуль: "Основы светской
этики"
Искусство
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура

Обязательные предметные
содержания предметных областей:

области

и

основные

задачи

реализации
Таблица 4

№
п/п
1

2

3

4

5

Предметная
область
Русский язык
литературное
чтение

Основные задачи реализации содержания

и Формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе
национального
самосознания.
Развитие
диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности
Родной язык и формирование первоначальных представлений о
литературное
родном (русском) языке как государственном языке
чтение на родном Российской Федерации, как средстве общения людей
языке
разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке
Иностранный язык формирование
дружелюбного
отношения
и
толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной
и письменной форме с носителями иностранного
языка, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
Математика
информатика

и Развитие математической речи, логического и
алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности
Обществознание и Формирование уважительного отношения к семье,
естествознание
населенному пункту, региону, России, истории,
(«окружающий
культуре, природе нашей страны, ее современной
мир")
жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в
нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для
обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме

6

Основы
религиозных
культур и светской
этики

7

Искусство

8

Технология

9

Физическая
культура

Воспитание способности к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и
современности России
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру
Формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности
для
практического
решения
прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных
предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, формирование
первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ТНР
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает учебные курсы и учебные модули по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся с ТНР, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся с ТНР и их потребностей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в
учебном плане представлена учебным курсом «Родной язык (русский)».
Учебный курс «Родной язык (русский)» расширяет знания обучающихся с
ЗПР
об истории русского языка, о происхождении слов; формирует
первоначальные представления о нормах русского языка; совершенствует умения
работы со словарями. Одним из ведущих направлений учебного курса является
работа с текстами: умение понимать, анализировать, составлять собственные
тексты различной стилистики.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не
может составлять менее 2954 ч и более 3345 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

УП НОО ТНР (5.1) МАОУГ (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в
их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО ТНР составляет 4
года.
Учебный план для обучающихся с ТНР (5.1) соответствуют требованиям и
структуре учебного плана начального общего образования МАОУГ.
Таблица 5
Предметные области Учебные
предметы

1. Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(«окружающий
мир»)
Основы религиозных культур
Основы
и светской этики
религиозных
учебный модуль: "Основы
культур и
религиозных культур народов
светской этики
России";

Классы
I

II

III

Итого
IV

Количество часов
5
5
5
5

20

4

4

4

4

16

-

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

-

-

-

1

1

Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

-

1

1

-

2

-

1

1

-

2

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе

20

23

23

23

89

3.
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):

10

10

10

10

40

учебный модуль: "Основы
светской этики"

Искусство

Технология
Физическая
культура
Итого

2.Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений при 5-дневной
учебной неделе
Родной язык (русский)

коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
"Индивидуальные
и
подгрупповые
логопедические занятия"
направления внеурочной деятельности
Духовно-нравственное
Социальное (проекты)
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Всего

5
3

5
3

5
3

5
3

20
12

2

2

2

2

8

5
1
1
1
1
1
30

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

20
4
4
4
4
4
129

Таблица 6
УП НОО ТНР (5.1) МАОУГ (ГОДОВОЙ)
Предметные
области

Учебные
предметы

Классы
II
III

IV

Количество часов
165
170
170

170

675

132

136

136

136

540

-

68

68

68

204

132

136

136

136

540

I

1. Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(«окружающий
мир»)
Основы религиозных культур
Основы
и светской этики
религиозных
учебный модуль: "Основы
культур и
религиозных культур народов
России";
светской этики

66

68

68

Итого

68

270

-

-

-

34

34

33
33

34

34

34

34

34

34

135
135

33
66

34
68

34
68

34
68

135
270

660

748

748

782

2938

-

34

34

-

68

учебный модуль: "Основы светской
этики"

Искусство

Технология
Физическая
культура
Итого

Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура

2.Часть,
формируемая
образовательных отношений
учебной неделе

участниками
при 5-дневной

Родной язык (русский)
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

3. Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
"Индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия"
направления внеурочной деятельности
Духовно-нравственное
Социальное (проекты)
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Всего

-

34

34

-

68

660

782

782

782

3006

330

340

340

340

1350

165
99
66

170
102
68

170
102
68

170
102
68

675
102
68

165
33
33
33
33
33
990

170
34
34
34
34
34
1122

170
34
34
34
34
34
1122

170
34
34
34
34
34
1122

675
135
135
135
135
135
4356

Учебный план МАОУГ реализует ФГОС ОВЗ в полном объёме через учебные
предметы, учебные курсы.
Формы промежуточной аттестации
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня достижения результатов
освоения АООП НОО ТНР МАОУГ;
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им АООП НОО ТНР МАОУГ и учитывать его индивидуальные
потребности в осуществлении образовательной деятельности и образовательных
отношений,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения АООП НОО ТНР.
Промежуточная аттестация в МАОУГ проводится на основе принципов
объективности и беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися
АООП осуществляется в зависимости от достигнутых учащимися результатов и не
может быть поставлена в зависимость от формы получения образования.
Формами промежуточной аттестации являются:
• контрольная работа,
• тематический контроль (контрольные точки)
• комплексная контрольная работа,
• срез знаний,
• межпредметная диагностическая комплексная работа,
• «Портфолио» обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».