Пояснительная записка
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Учебный план
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия (далее
– УП НОО ЗПР) - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, коррекционно-развивающей области, иных
видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся с
ЗПР.
Учебный план программы начального общего образования обучающихся с
ЗПР обеспечивает реализацию требований Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
(утв. приказом
Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее - ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ), федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утв. приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1023) (далее – ФАОП), определяет учебную нагрузку в соответствии с
требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей.
Ориентиром при разработке УП НОО ЗПР является федеральный учебный
план начального общего образования обучающихся с ЗПР и ФАОП, в которых
отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:
- состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов,
коррекционно-развивающей области;
- недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам, отражает максимально допустимую
недельную нагрузку обучающихся;
- фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся.
УП НОО ОВЗ сформирован на основе следующих принципов:
- соответствие запросам и установкам родителей, учеников и учителей;
- сбалансированность относительно нагрузки обучающихся; циклов преподаваемых
дисциплин;
- преемственность всех образовательных программ МАОУГ;
- дифференциация в зависимости от направленности образования конкретных
обучающихся (вариативность содержания).
В соответствии со ст. 12 ФЗ-273, Уставом МАОУГ на уровне начального
общего образования реализуются следующие адаптированные основные
общеобразовательные программы:
Таблица 1
Уровень
образования
Направленность (наименование)
образовательной программы
Начальное
общее
образование
Адаптированная основная
общеобразовательная программа
начального общего образования для
обучающихся с задержкой
психического развития
Вид
Нормативный
образовательной
срок
программы
освоения
7.1
7.2
4 года
5 лет
В структуре УП НОО ЗПР выделяются две части:
Обязательная
часть
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
Таблица 2
Определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и
учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных
потребностей,
характерных
для
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Стратегическая цель МАОУГ в области образования – обеспечение
доступности качественного общего образования, ориентированного на
формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям
современного общества и социально-экономическим потребностям участников
образовательных отношений. Реализация этой цели предполагает решение
следующих приоритетных задач, нашедших свое отражение в содержании УП
НОО ЗПР:
Обеспечение качества образовательных услуг, включая: расширение
использования современных образовательных технологий, обеспечивающих
формирование у выпускников МАОУГ ключевых компетентностей как
важнейшего результата образования.
Обеспечение доступности качественного общего образования вне
зависимости от доходов и местожительства обучающихся с ЗПР и их родителей
(законных представителей).
Развитие в МАОУГ системы педагогической поддержки детей с особыми
образовательными потребностями: эффективное сопровождение индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на всех уровнях образования.
Реализация в образовательной деятельности требований ФГОС НОО ОВЗ.
Характеристика учебного
обучающихся с ЗПР МАОУГ
плана
начального
общего
образования
Обязательная часть
предметными областями:
УП НОО ЗПР МАОУГ представлена следующими
Таблица 3
Учебные предметы (учебные модули)
Предметные области
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Обязательные предметные
содержания предметных областей:
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской
этики:
учебный модуль: "Основы религиозных
культур народов России";
учебный модуль: "Основы светской
этики"
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
области
и
основные
задачи
реализации
Таблица 4
№
п/п
1
2
Предметная
область
Русский язык
литературное
чтение
Основные задачи реализации содержания
и Формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Развитие
диалогической
и
монологической
устной
и
письменной
речи,
коммуникативных
умений,
нравственных
и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности
Иностранный язык формирование
дружелюбного
отношения
и
толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных
умений,
нравственных
и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
3
4
5
6
7
8
Математика
информатика
и Развитие математической речи, логического и
алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
представлений
о
компьютерной грамотности
Обществознание и Формирование уважительного отношения к семье,
естествознание
населенному пункту, региону, России, истории,
(«окружающий
культуре, природе нашей страны, ее современной
мир")
жизни.
Осознание
ценности,
целостности
и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической культуры и компетенции для
обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме
Основы
Воспитание способности к духовному развитию,
религиозных
нравственному самосовершенствованию. Формирование
культур и светской первоначальных представлений о светской этике, об
этики
отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России
Искусство
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного
и
музыкального
искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности
для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении
других
учебных
предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности
Физическая
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
культура
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений
саморегуляции
средствами
физической
культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает учебные курсы и учебные модули по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся с ЗПР, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся с ЗПР и их потребностей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в
учебном плане представлена учебным курсом «Родной язык (русский)» и учебными
предметами «русский язык», «литературное чтение»,
«иностранный язык
(английский)».
Учебный курс «Родной язык (русский)» расширяет знания обучающихся с
ЗПР
об истории русского языка, о происхождении слов; формирует
первоначальные представления о нормах русского языка; совершенствует умения
работы со словарями. Одним из ведущих направлений учебного курса является
работа с текстами: умение понимать, анализировать, составлять собственные
тексты различной стилистики.
Учебный предмет
«иностранный язык (английский)» направлен на
пропедевтику изучения иностранного языка (английского) и устранение
предметных дефицитов обучающихся.
По учебным предметам «русский язык» и «литературное чтение» увеличено
количество учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не
может составлять менее 2954 ч и более 3345 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
УП НОО ЗПР (7.1) МАОУГ (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
Учебный план для обучающихся с ЗПР (7.1) соответствуют требованиям и
структуре учебного плана начального общего образования МАОУГ.
Таблица 5
Предметные области Учебные
предметы
1. Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(«окружающий
мир»)
Основы религиозных культур
Основы
и светской этики
религиозных
учебный модуль: "Основы
культур и
религиозных культур народов
светской этики
России";
Классы
I
II
III
Итого
IV
Количество часов
5
5
5
5
20
4
4
4
4
16
-
2
2
2
6
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
-
-
-
1
1
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Физическая культура
2
2
2
2
8
20
22
22
23
87
-
1
1
-
2
-
1
1
-
2
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
20
23
23
23
89
3.
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):
10
10
10
10
40
учебный модуль: "Основы
светской этики"
Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого
2.Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений при 5-дневной
учебной неделе
Родной язык (русский)
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
ритмика
направления внеурочной деятельности
Духовно-нравственное
Социальное (проекты)
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Всего
5
4
1
5
1
1
1
1
1
30
5
4
1
5
1
1
1
1
1
33
5
4
1
5
1
1
1
1
1
33
5
4
1
5
1
1
1
1
1
33
20
16
4
20
4
4
4
4
4
129
Таблица 6
УП НОО ЗПР (7.1) МАОУГ (ГОДОВОЙ)
Предметные
области
Учебные
предметы
Классы
II
III
IV
Количество часов
165
170
170
170
675
132
136
136
136
540
-
68
68
68
204
132
136
136
136
540
I
1. Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(«окружающий
мир»)
Основы религиозных культур
Основы
и светской этики
религиозных
учебный модуль: "Основы
культур и
религиозных культур народов
России";
светской этики
66
68
68
Итого
68
270
-
-
-
34
34
33
33
34
34
34
34
34
34
135
135
33
66
34
68
34
68
34
68
135
270
660
748
748
782
2938
-
34
34
-
68
учебный модуль: "Основы светской
этики"
Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
2.Часть,
формируемая
образовательных отношений
учебной неделе
участниками
при 5-дневной
Родной язык (русский)
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
-
34
34
-
68
660
782
782
782
3006
3. Внеурочная деятельность (включая коррек330
340
340
340
1350
ционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
165
170
170
170
675
коррекционно-развивающие занятия
132
136
136
136
540
ритмика
33
34
34
34
135
направления внеурочной деятельности
165
170
170
170
675
Духовно-нравственное
33
34
34
34
135
Социальное (проекты)
33
34
34
34
135
Общеинтеллектуальное
33
34
34
34
135
Общекультурное
33
34
34
34
135
Спортивно-оздоровительное
33
34
34
34
135
Всего
990 1122 1122 1122 4356
УП НОО ЗПР (вариант 7.2)
Вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья,
в пролонгированные сроки обучения.
Вариант 7.2 предусматривает обеспечение коррекционной направленности
всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные
сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных
занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления
внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации
содержания предметных областей:
Таблица 7
Предметная
Основные задачи реализации содержания
область
Русский язык и Овладение грамотой, основными речевыми формами и
литературное
правилами их применения. Развитие устной и письменной
чтение
коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму.
Иностранный
Овладение способностью пользоваться устной и письменной
язык
речью для решения соответствующих возрасту житейских
задач. Развитие способности к словесному самовыражению на
уровне, соответствующему возрасту и развитию ребёнка.
Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке, как основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
Математика и Овладение
началами
математики
(понятием
числа,
информатика
вычислениями, решением простых арифметических задач и
др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и другими в различных
видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Обществознание Формирование уважительного отношения к семье, населенному
и естествознание пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей
(окружающий
страны, ее современной жизни. Осознание ценности,
мир)
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме. Развитие представлений об
окружающем мире. Развитие способности использовать
сформированные представления о мире для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
природных и климатических условиях. Развитие активности,
любознательности
и
разумной
предприимчивости
во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Основы
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
религиозных
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных
культур
и представлений о светской этике, об отечественных
светской этики
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России
Искусство
Накопление первоначальных впечатлений о разных видах
искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр
и другие) и получение доступного опыта художественного
творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку
впечатления от искусства, формирование стремления и
привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие
опыта восприятия и способности получать удовольствие от
произведений разных видов искусств, выделение собственных
предпочтений в восприятии искусства. Формирование
простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребёнка и их использование в организации
обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения
в разных видах искусства.
Технология
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в
разных жизненных сферах, овладение технологиями,
необходимыми для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями,
необходимыми в разных жизненных сферах, овладение
умением адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия. Формирование
Физическая
культура
положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование
первоначальных
умений
саморегуляции
средствами физической культуры. Формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного
образа
жизни.
Овладение
основными
представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций. Формирование
понимания связи телесного самочувствия с настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью
и
независимостью. Овладение умениями поддерживать образ
жизни,
соответствующий
возрасту,
потребностям
и
ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение
умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно
дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый
индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок. Развитие основных физических качеств
(силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни.
Таблица 8
УП НОО ЗПР (7.2) МАОУГ (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Классы
Учебные предметы
1
1 доп
2
3
20222023/
20232024/
20242025/
20252026
Предметные
области
1. Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный
Иностранный язык
язык
(английский)
Математика
Математика и
и информатика
информатика
Обществознание
и
Обществознание и
естествознание
естествознание
(окружающий
(окружающий мир)
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Основы религиозных
культур и светской
этики
учебный модуль:
"Основы религиозных
культур народов
России";
учебный модуль:
"Основы светской
этики"
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Физическая культура
культура
Итого
2. Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Русский язык
Русский язык и
литературное
Литературное
чтение
чтение
5
20232024/
20242025/
20252026
20242025/
20252026
4
20252026
Количество часов
5
5
4
Всего
4
23
4
4
4
4
3
19
-
-
-
1
1
2
4
4
4
4
4
20
2
2
2
2
2
10
-
-
-
-
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
3
3
2
2
2
12
21
21
20
20
20
102
-
-
3
3
3
9
-
-
-
1
1
2
-
-
-
-
1
1
Направления
Родной язык (русский)
Иностранный
Иностранный язык
язык
(английский)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
3.
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционноразвивающую область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
ритмика
направления внеурочной деятельности
Духовно-нравственное
Социальное (проекты)
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Всего
-
-
1
1
-
2
-
-
2
1
1
4
21
21
23
23
23
111
10
10
10
10
10
50
7
6
1
3
1
1
1
31
7
6
1
3
1
1
1
31
7
6
1
3
1
1
1
33
7
6
1
3
1
1
1
33
7
6
1
3
1
1
1
33
35
30
5
15
3
3
3
3
3
161
Таблица 9
Предметные
области
УП НОО ЗПР (7.2) МАОУГ (ГОДОВОЙ)
Классы
Учебные
1
1
2
3
предметы
202220242025доп
2023/
20232024/
20242025/
20252026
1. Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное
Литературное
чтение
чтение
Иностранный
Иностранный язык
язык
(английский)
Математика и
Математика и
информатика
информатика
Обществознание
Обществознание и
и естествознание
естествознание
(окружающий
(окружающий мир)
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Основы религиозных
культур и светской
этики
учебный модуль:
"Основы религиозных
культур народов
России";
учебный модуль:
"Основы светской
этики"
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая
культура
Технология
Физическая
культура
Итого
2. Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Русский язык
Русский язык и
литературное
Литературное
чтение
чтение
Родной язык (русский)
Иностранный язык Иностранный
язык (английский)
Максимально допустимая годовая
20232024/
20242025/
20252026
2025/
20252026
4
2026
Всего
165
Количество часов
165 170 136 136
772
132
132
136
136
102
638
-
-
-
34
34
68
132
132
136
136
136
672
66
66
68
68
68
336
-
-
-
-
34
34
33
33
34
34
34
168
33
33
34
34
34
168
33
33
34
34
34
168
99
99
68
68
68
402
693
693
680
680
680
3426
-
-
102
102
102
306
-
-
-
34
34
68
-
-
-
-
34
34
-
-
34
34
-
68
-
-
68
34
34
136
693
693
782
782
782
3732
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
3. Внеурочная деятельность (включая
330
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
231
коррекционно-развивающие занятия
198
ритмика
33
направления внеурочной деятельности
99
Духовно-нравственное
Социальное (проекты)
Общеинтеллектуальное
34
Общекультурное
34
Спортивно-оздоровительное
34
Всего
1023
330
340
340
340
1680
231 238 238 238
198 204 204 204
33
34
34
34
99
102 102 102
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
1023 1122 1122 1122
1176
1008
168
504
102
102
102
102
102
5412
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более
3732 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне начального
общего обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на
коррекционно-развивающую область.
Учебный план МАОУГ реализует ФГОС ОВЗ в полном объёме через учебные
предметы, учебные курсы.
Формы промежуточной аттестации
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня достижения результатов
освоения АООП НОО ЗПР МАОУГ;
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им АООП НОО ЗПР МАОУГ и учитывать его индивидуальные
потребности в осуществлении образовательной деятельности и образовательных
отношений,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения АООП НОО ЗПР.
Промежуточная аттестация в МАОУГ проводится на основе принципов
объективности и беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися
АООП осуществляется в зависимости от достигнутых учащимися результатов и не
может быть поставлена в зависимость от формы получения образования.
Формами промежуточной аттестации являются:
• контрольная работа,
• тематический контроль (контрольные точки)
• комплексная контрольная работа,
• срез знаний,
• межпредметная диагностическая комплексная работа,
• «Портфолио» обучающихся.