27.01.2024
Информационная
безопасность, или ИБ, — это комплекс мер, которые нужны, чтобы защитить от
утечки или взлома программы, компьютерные системы и данные. Еще так называют
отрасль, которая занимается этими мерами.
Самый простой пример
меры по информационной безопасности — антивирус, установленный на компьютере.
Но в коммерческих структурах к этому вопросу подходят более серьезно и на
многих уровнях: чтобы обеспечить безопасность, нужно много чего сделать.
Средства информационной
безопасности защищают данные от утечки, программы, системы и сети — от взлома,
несанкционированного доступа, порчи файлов или других видов атак. Если речь о
коммерческих или государственных структурах, сведения также защищают от шпионов
или возможных злоумышленников внутри самого коллектива.
Для чего нужна информационная безопасность
Информационная
безопасность защищает системы от проникновения и от атак. Сюда входит не только
взлом: это и DDoS-атаки, в результате которых может «лечь» сервер сайта, и
утечка данных, и многое другое. Злоумышленников намного больше, чем кажется. И
никто не хочет, чтобы их сервис потерял работоспособность, а данные оказались
доступны всем вокруг. Для этого и нужна информационная безопасность.
У компаний есть еще
одна причина: за утечку конфиденциальных данных пользователей они несут
ответственность по закону. Так что для них меры по безопасности — это еще
и способ избежать проблем с законодательством и потери доверия клиентов.
Без мер по
информационной безопасности кто угодно мог бы получить доступ к
конфиденциальным сведениям или взломать любой сайт или систему. Компьютерным
пространством стало бы фактически невозможно пользоваться.
От каких угроз
защищает ИБ
Угрозы безопасности
разделяют на две категории: внутренние и внешние.
Внутренние. Это угрозы, которые идут изнутри системы. Чаще всего в таких случаях
речь идет об утечке данных или об их повреждении. Например, кто-то подкупил
сотрудника, и тот похитил данные, составляющие коммерческую тайну. Второй
вариант — злоумышленником оказался авторизованный пользователь.
Еще одна внутренняя
угроза — риск банальной ошибки, в результате которой конфиденциальные сведения
окажутся в открытом доступе или повредятся. Например, в открытом доступе
оказалась часть базы данных или пользователь по неосторожности повредил файлы.
Такое уже бывало в истории. А нужно, чтобы таких случаев не возникало: клиент
не мог бы нарушить работу системы даже случайно, а информация оставалась
защищена.
Внешние. Сюда относятся угрозы, которые приходят извне, и они могут быть куда
разнообразнее. Это, например, попытка взлома системы через найденную
уязвимость: злоумышленник проникает в сеть, чтобы украсть или повредить
информацию. Или DDoS-атака, когда на веб-адрес приходит огромное количество
запросов с разных адресов, и сервер не выдерживает, а сайт перестает работать.
Сюда же можно отнести деятельность компьютерных вирусов: они способны серьезно навредить
работе системы. Действия таких вредоносных программ могут быть очень
разнообразными: от рассылки спама от имени взломанного адреса до полной
блокировки системы и повреждения файлов.
Еще к внешним угрозам
безопасности относятся форс-мажоры и несчастные случаи. Например, хранилище
данных оказалось повреждено в результате аварии или пожара. Такие риски тоже
нужно предусмотреть.
Кто работает с
информационной безопасностью
Существует отдельная
должность специалиста по информационной безопасности. В крупных компаниях это
может быть отдельный департамент. В маленьких — один сотрудник, причем порой он
также выполняет обязанности системного администратора или сетевого инженера.
Бывает и так, что информационную безопасность отдают на аутсорс: в этом случае
ею занимаются сотрудники специализированной компании.
В широком смысле простейшие меры по информационной безопасности
предпринимает кто угодно. Установить антивирус и блокировщик навязчивой рекламы,
не посещать подозрительные сайты и не запускать непроверенные файлы — все это
тоже меры ИБ, хоть и максимально простые. Но настоящий специалист по
безопасности — это профессионал с широкими знаниями и множеством специфических навыков.
Три принципа
информационной безопасности
Информационная
безопасность отвечает за три вещи: доступность, конфиденциальность и
целостность данных. Сейчас расскажем, что это означает.
Доступность. Это значит, что к информации могут получить доступ те, у кого есть на
это право. Например, пользователь может зайти в свой аккаунт и увидеть все, что
в нем есть. Клиент может перейти в каталог и посмотреть на товары. Сотрудник
может зайти во внутреннюю базу данных для его уровня доступа. А если на систему
производится атака и она перестает работать, доступность падает порой до
полного отказа.
Конфиденциальность. Второй принцип — конфиденциальность. Он
означает, что информация должна быть защищена от людей, не имеющих права ее
просматривать. То есть в тот же аккаунт пользователя не сможет войти чужой
человек. Без регистрации нельзя комментировать что-то на сайте, без личного
кабинета — оплатить заказ. Человек, который не работает в компании, не может
зайти в ее внутреннюю сеть и посмотреть там на конфиденциальные данные. Если
систему взламывают, конфиденциальность оказывается нарушенной.
Целостность. Целостность означает, что информация, о которой идет речь, не
повреждена, существует в полном объеме и не изменяется без ведома ее
владельцев. Комментарий не сможет отредактировать посторонний человек — только
автор или иногда модератор. Сведения в базе данных меняются только по запросу
тех, у кого есть доступ. А в вашем аккаунте не появятся письма, написанные от
вашего лица без вашего ведома. При взломе системы целостность опять же может
нарушиться: информацию могут модифицировать, повредить или стереть.
Какие данные охраняет
ИБ
Персональные. Персональные данные — информация, которая связана с какими-то людьми.
Это ФИО, телефон, адрес жительства, электронная почта и многое другое. По
российским законам эти данные нужно охранять от несанкционированного доступа.
Поэтому компании спрашивают разрешение на обработку персональных данных, если
вы регистрируетесь на сайтах или заказываете какие-то услуги. Они обязаны это
делать. А потом — хранить эту информацию, чтобы к ней не получили доступ чужие
люди.
Истории про нарушение
конфиденциальности этих данных вы наверняка слышали. Например, мошенники могут
звонить клиентам банков, а их номера получают из слитых баз. Вот пример того, к
чему может привести недостаточная информационная безопасность.
Тайные. Еще одна категория сведений — те, которые составляют тайну:
государственную, коммерческую, профессиональную и служебную.
К гостайне относятся
сведения, важные для безопасности страны, и они засекречены максимально строго.
Коммерческая тайна — информация, критичная для нормальной работы компании: если
она раскроется, организация может потерять деньги или конкурентное
преимущество. При этом компания не имеет право засекречивать некоторые
сведения: имена владельцев, условия труда и так далее.
Отдельно стоят
профессиональная и служебная тайна. Профессиональная тайна — это,
например, врачебная: история болезни пациента не должна раскрываться
посторонним людям, как и данные о его состоянии. А еще — адвокатская,
нотариальная и некоторые другие. А служебная тайна — некоторая информация,
которая принадлежит определенным службам, например налоговой.
Все эти сведения нужно
защищать: их утечка или повреждение способны причинить серьезные проблемы.
Общедоступные. Не удивляйтесь. Информация, которая известна всем, все еще должна
быть доступной и целостной. Поэтому ее тоже следует защищать, иначе кто угодно
сможет изменить цену товара в интернет-магазине и подставить этим покупателей.
Или «уронить» сайт, чтобы никто не смог на него войти.
В каких сферах ИБ
важнее всего
Есть отрасли, для
которых защита информации очень важна, так как потеря данных способна нанести
им катастрофический ущерб. Обычно это сферы, которые работают с деньгами или с
другими ценностями.
Банки и финансы. Банковские сервисы относятся к безопасности очень строго. Защищать
информацию здесь нужно не только от возможных взломщиков, но и от мошенников, и
от других злоумышленников. Поэтому банки обычно защищены на очень высоком
уровне. Даже для авторизации в личном кабинете с незнакомого устройства нужны дополнительные
действия: сначала система проверит, что вы — это вы.
Государственные сервисы. Второй случай крайне важных данных
— государственные сервисы и системы. Если это внутренняя сеть, в ней могут
храниться сведения, составляющие государственную тайну, а ее утечка — прямая
угроза безопасности страны. А в сервисах для граждан множество персональной
информации: паспортные данные, сведения о работе, штрафах, семье и многом
другом. Потеря таких сведений поставит под удар огромный процент населения.
Компании с большой базой персональных данных. Это различные
крупные сервисы, в которых зарегистрировано много людей. Если их персональные
данные «утекут», кто угодно сможет воспользоваться ими в своих целях — а
компания будет нести за это ответственность.
Важные сектора экономики. Энергетические, нефтегазовые и
другие предприятия тоже должны быть хорошо защищены. В системах таких структур
есть информация, которая составляет коммерческую тайну, и в этом случае она
критична. Более того, оборудованием и механизмами тоже может управлять
автоматика, цифровая система. Если кто-то получит к ней доступ, то сможет
застопорить всю работу предприятия.
Дата-центры. Это помещения, где стоит и работает серверное оборудование. К их
оснащению и доступу к ним предъявляются повышенные требования, чтобы сервера
были защищены от внешних воздействий и от различных угроз. В том числе от
злоумышленников: в случае с физическим оборудованием украсть или повредить
информацию может быть довольно просто. Поэтому нужно не допустить, чтобы кто-либо
в принципе получил несанкционированный доступ к помещению.
Электронная коммерция. Интернет-магазины и другие сайты, которые
работают с платежами пользователей, тоже должны заботиться о безопасности — по
понятным причинам. Утечка платежных данных — это очень серьезно и может
привести к потере денег.
Какими методами
пользуются специалисты по ИБ
Какую информацию нужно
защищать и зачем — разобрались. Теперь поговорим о том, как именно это делают.
Информационная безопасность — это не одно действие, а целый набор разнообразных
мер:
·
поиск технических уязвимостей и защита от них;
·
«защита от дурака», чтобы никто не смог навредить данным по ошибке;
·
создание инфраструктуры, которая устойчива к частым способам атаки;
·
шифрование информации внутри сети или системы;
·
защита паролей и других конфиденциальных сведений;
·
защита базы данных от несанкционированного вмешательства;
·
контроль доступа людей к критичной информации;
·
предоставление доступа по защищенным каналам;
·
отслеживание поведения пользователей, чтобы вовремя пресечь возможную
угрозу;
·
построение системы оповещений об уязвимостях и взломах;
·
регулярное проведение аудитов, которые описывают состояние системы.
И это только малая
часть возможных действий, причем за каждым из них скрывается огромная и
разнообразная работа.
Инструменты для защиты
информации
Специалист по
информационной безопасности работает с определенными инструментами — они
помогают защитить сведения от посягательств. Их условно можно разделить на
физические, технические и административные.
Физические. Это инструменты, которые существуют в физическом мире. К ним обычно
относится различное оборудование. Пластиковые ключи-карты и замки, которые
открываются по ним, — это физический инструмент. Установленные в дата-центре
резервные сервера — тоже. Еще сюда можно отнести видеонаблюдение и
сигнализацию, использование сейфов, работу с физическими источниками
информации, мониторинг оборудования и многое другое.
Технические и программные. Это то, что относится скорее к
софту, а не к железу, от защищенных протоколов до антивируса. Шифрование данных, передача сведений через
HTTPS, установка брандмауэра и так
далее — такие меры. Есть и специальные инструменты: защитное ПО и сервисы,
программы для поиска уязвимостей и имитации атак, многое другое. К техническим
средствам еще можно отнести построение инфраструктуры защищенной системы и
сети.
Некоторые компании
называют техническими средствами все, что связано с техникой. Это ярко видно,
например, в официальных документах, даже если фактически они описывают
физические методы.
Административные. Сюда относится построение внутренней инфраструктуры, регламенты и
контроль доступа. Например, разработка матрицы доступа — документа, который
определяет, какие полномочия есть у каждого сотрудника. Эти меры защищают не от
технических угроз, а скорее от человеческого фактора. Так человек без
соответствующих полномочий не сможет получить доступ к конфиденциальным данным.