РП Искусство любить Россию

Пояснительная записка
Начальная школа – это начальный этап становления человеческой личности.
В этот период закладываются основы личностной культуры людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших
школьников является - воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде, обществу.
В воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и
эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической
деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила
непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и
краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природаобщество. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии
отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Программа «Искусство любить Россию» основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру —
ведущий метод нравственного воспитания. Нравственный пример — педагога,
старшего взрослого, исторического, религиозного и политического - это возможная
модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой,
образец ценностного выбора, совершённого значимым другим..
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое
отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В
младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие
действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные
идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (в том числе и
исторических деятелей), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они
себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами
нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений
большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со
сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими
значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе
делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из
признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и
сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог
не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и
монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами
свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью
собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне
диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым
взрослым.
Принцип
системно-деятельностной
организации
воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и
поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию
учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках

программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на
основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что данный учебный курс нацелен
на обеспечение принятие законов существования в социальной среде, осознанное
выполнение правил поведения в детском и взрослом обществе; воспитание
гуманных отношений ко всему живому, чувства сопричастности к жизни,
ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков; позволит
познакомиться с историей России и той части огромной страны, которая
называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Содержание программы «Искусство любить Россию» интегрирует в себе
следующие автономные модули:
Модуль I. Конституция РФ о правах и правилах юного гражданина РФ –
государство, в котором мы живем.
Модуль II. Разговор о правах, обязанностях, личной безопасности и
важнейших документах, которые их определяют.
Модуль III. Искусство любить малую родину – Урал. Легенды и были о
рождении Урала.
Модуль IV. Путешествие по городам Урала.
Модуль V. Любить Россию – любить и уважать ее прошлое.
Модуль VI. От Российской империи к РФ. Любить Россию – уважать
настоящее и верить в будущее.
Содержание модулей интегрируется в основные
виды деятельности
обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно- полезную.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного курса,
формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное
содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как
человека, личности, гражданина.
Реализация учебного курса «Искусство любить Россию» в МОУ Гимназия
в начальной школе способствует формированию сознательного гражданина
России. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной
роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом
личных и общественных последствий; широкое развитие
интеллекта и
самостоятельности личности. Данный учебный курс позволяет заложить не
только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности
личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
Данный курс изучается в начальной школе со 2 по 4 класс. Особое значение
данного курса заключается в формировании у детей 8-10 лет целостного
представления о мире и месте человека в нем.
Специфика курса состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере правовые, географические,
обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся
возможность ознакомления с социальными науками. Это обеспечивает целостное и
системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Программа является модульной и состоит из 6 автономных модулей (общий
объем 102 часа):
Модуль I. Конституция РФ о правах и правилах юного гражданина РФ –
государство, в котором мы живем (2 класс)

Модуль II. Разговор о правах, обязанностях, личной безопасности и
важнейших документах, которые их определяют (2 класс)
Модуль III. Искусство любить малую родину – Урал. Легенды и были о
рождении Урала (3 класс)
Модуль IV. Путешествие по городам Урала (3 класс)
Модуль V. Любить Россию – любить и уважать ее прошлое (4 класс)
Модуль VI. От Российской империи к РФ. Любить Россию – уважать
настоящее и верить в будущее (4 класс)
На занятиях в рамках модуля 1 «Конституция РФ о правах и

правилах юного гражданина РФ – государство, в котором мы живем»
ученики получают первые представления о правах гражданина РФ, работая с
текстами основных законов, учатся навыкам основных мыслительных операций:
сравнению,
выделению
закономерностей,
выстраиванию
причинноследственные связей, умению работать в группе.
Его логичным продолжением является модуль 2 «Разговор о правах,
обязанностях, личной безопасности и важнейших документах, которые их
определяют». На этих занятиях дети углубляют содержание юридических
понятий I модуля изучения, упорядочивают их, давая свои определения,
включая их в свои устные и письменные групповые работы, строя свои
умозаключения, изучая Конституцию РФ и Конвенцию о правах.
Занятия модуля 3 «Искусство любить малую родину – Урал. Легенды
и были о рождении Урала» пробуждают у учащихся интерес и любовь к
родному краю, его ботатствам, истории, его загадкам, воспитывая уважение к
людям, населяющим его в прошлом и настоящим. Учащиеся должны научиться
работать с различными видами исторических источников, картами,
иллюстрациями, кроссвордами. Данная деятельность развивает представленные
в первых модулях умение, учит оригинально и нестандартно мыслить.
Модуль 4 «Путешествие по городам Урала» ориентирован на развитие
познавательной мотивации учащихся в изучении исторического наследия
городов Свердловской области и Урала, знакомство с Демидовской династией,
истории возникновения родного города. Это позволит сформировать ценностное
отношение к своей малой родине, исторической науке, исследовательской
деятельности. Учащиеся продолжат работу с различными видами исторических
источников, картами, иллюстрациями, кроссвордами, представляя свои
сообщения по темам в классе.
Занятия модуля 5 «Любить Россию – любить и уважать ее прошлое»
знакомят учащихся с самыми яркими страницами истории Руси и России через
образы выдающихся исторических, религиозных и культурных деятелей –
патриотов России. Это дает возможность формировать у младших школьников
метапредметные результаты образования за счёт выполнения заданий, в основе
которых лежат работа с различными историческими документами, текстами,
картами и картосхемами. Школьники анализируют предлагаемую информацию:
учатся быть самостоятельными при составлении собственных рассуждений об
исторических личностях, полученные исследования защищать на собственной
презентации в классе.
Завершающий модуль 6 «От Российской империи к РФ. Любить
Россию – уважать настоящее и верить в будущее» продолжает формирование
проектного мировоззрения и мышления, учит самостоятельно идти к

достижению намеченной цели, видеть мини-проблемы, решать их. Занятия
данного модуля учит четвертоклассников давать собственные оценочные
суждения ярким историческим личностям и событиям России XX – XXI веков,
развивая все выше перечисленные умения и навыки.
Цель изучения учебного курса «Искусство любить Россию» в начальной
школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем
человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми и обществом.
Значение данного учебного курса состоит в том, что в ходе его изучения
школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их
правовой, исторической и культурологической грамотности и соответствующих ей
компетенций:
 умения использовать разные методы познания,
 соблюдать правила поведения в обществе,
 способность оценивать свое место в окружающем мире,
 участвовать в его созидании и др.
Данный курс помогает ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционально-положительного отношения к миру и культуре, воспитывает
духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России,
способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами социально-гуманитарных и обществоведческих наук
в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта,
позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление
своих личных интересов.
При отборе содержания курса « Искусство любить Россию » учитывались
принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования»
(дошкольное и начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за
счет интеграции знаний. Интеграция этих элементов создает условия для
формирования у младших школьников представлений о мире как едином целом,
где все компоненты взаимодействуют.
Сведения о социальной составляющей представлены с элементами права,
этики, эстетики, истории, психологии, обществознания. Принцип развития
предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и
интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет
создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества
в различной деятельности.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по
развитию
целостного
восприятия
окружающего
мира,
мышления,
наблюдательности, информационной грамотности.
Принцип культуросообразности предполагает воспитание уважения к
истории родной страны, родного края, бережного отношения к объектам культуры.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип
спиралевидности. На первом этапе рассматриваются основные права и
обязанности маленького гражданина РФ, важнейшие документы по правам детей.
отдельные объекты и явления окружающей ребёнка социальной действительности.
При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются
связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает
знакомство с малой Родиной учащихся – Уралом, осуществляется путешествие по

родному краю и родному городу. На следующем этапе осуществляется более
детальное рассмотрение отдельных
исторических событий и исторических
личностей прошлого, настоящего России.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации,
обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику, уважения его
отношения к изучаемому материалу, личности, его собственной трактовке явления
и события.
Свойства объектов и социальных явлений изучаются через наблюдение и
выделение закономерностей в исторических событиях и социальных явлениях.
Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных фактов того или
иного явления, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к
осознанию способности человека путем наблюдения и обобщения изучать свойства
различных объектов окружающего мира.
Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится
экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается
постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информацией,
особенно при написании собственного рассуждения об исторической личности, а
также при работе с историческим текстом и проблемными заданиями. Ученики
учатся наблюдать происходящие в ходе изучения явления и событий,
обосновывают свои выводы.
Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в
процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются
работы с историческими картами, картосхемами, документами, законами,
картинами, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также практические
работы с историческим текстом. Данная
деятельность помогает ребёнку
рассматривать структуру социальных объектов, устанавливать связи между их
компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. В
разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в
коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В
связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах
постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые
формы общения, решают конфликтные ситуации.
В процессе изучения данного учебного
курса предусматривается
использование элементов игры (дидактические и ролевые).
2 класс
Модуль I «Конституция
РФ о правах и правилах
юного гражданина РФ –
государство, в котором мы
живем» 17 часов
Модуль II. «Разговор о
правах, обязанностях,
личной безопасности и
важнейших документах,
которые их определяют»
17 часов

3 класс
Модуль III. «Искусство
любить малую родину –
Урал. Легенды и были о
рождении Урала» 17 часов

4 класс
Модуль V. «Любить
Россию – любить и
уважать ее прошлое» 14
часов

Модуль IV. «Путешествие
по городам Урала» 17
часов

Модуль VI. «От
Российской империи к
РФ. Любить Россию –
уважать настоящее и
верить в будущее» 20
часов

Содержание учебного курса
Модуль I.
Конституция РФ о правах и правилах юного гражданина РФ –
государство, в котором мы живем.
Право на жизнь. Потребности человека.Право на жизнь, право на уровень
жизни. Право на имя, которое является частичкой твоей индивидуальности.
Право на защиту чести и достоинства.Право на использование родного языка
и культуры своего народа.Право ребенка на юридическую помощь и контакт
с семьей. Право государства наказывать за нарушение закона. Уголовная
ответственность ребенка.Право на гражданство, права и обязанности
гражданина РФ. Символы РФ.
Модуль II. Разговор о правах, обязанностях, личной безопасности и
важнейших документах, которые их определяют
Девочки и мальчики имеют равные права и свободы и равные возможности
для их реализации. Конвенция о правах ребенка: кто такой беженец? Право
на оружие.
Твоя безопасность. От кого она зависит? Конфликты и правила выхода их
них.
Конвенция о правах ребенка и детях-инвалидах.
Устав МАОУГ о правах и обязанностях учащихся, родителей, педагогов.
Конвенция о праве на трудовой доход несовершеннолетних и защиту от
экономической эксплуатации детей.
Конституция РФ и Конвенция о правах на свободу ассоциации, объединений,
собраний несовершеннолетних.
Конституция РФ и Конвенция о правах на свободу мысли, совести, религии.
Модуль III. Искусство любить малую родину – Урал. Легенды и были о
рождении Урала
Археологи и их находки на Урале.Древние художники, путешествие в
Каповую пещеру Южного Урала. Шигирские находки, река Аять,
Кокшаровский холм. Первые походы на Урал. Ермак на Урале. Первые
деревни, занятия жителей Урала. Город Аркаим, его тайны и легенды.
Непростые отношения Урала с русскими царями. Уральские клады и
кладовые. Ремесла на Урале. Промыслы нашего района. П.Бажов, его сказы
об Урале. М.Н.Сибиряк. Люди, прославившие наш Урал. Горы и пещеры
Урала.
Модуль IV. Путешествие по городам Урала
Образ родного края. Герб Свердловской области. Основание Екатеринбурга
Верхотурье – несостоявшаяся столица Урала. Нижний Тагил – город-завод.
Алапаевск – город-завод и город музыки. П.И. Чайковский.
Нижняя Синячиха – город-музей деревянного зодчества.
Невьянск – город с наклонной башней.Касли и знаменитое каслинское литье.
Демидовы. Герб Демидовых. Возникновение нижнесалдинского завода.
Из истории деревень и улиц Нижней Салды.

Из истории возникновения города Верхняя Салда. Чем славен этот город –
наш сосед? Из истории бурачного промысла в Салде.
Модуль V. Любить Россию – любить и уважать ее прошлое.
От Руси до РФ. Летоисчисление в истории. Лента времени, понимание
исторического времени. Исторические источники, говорящие вещи и
рукописи: берестяные грамоты, деньги на Руси.
Монах Нестор, его «Повесть Временных лет» - первое историческое и
литературное произведение о Руси.
Историческая карта, ее легенда – умение понимать и любить Родину.
Образы первых князей – воинов древней Руси.
Признаки государства, задачи древнерусского государства.
Православие Руси. Образ Владимира Крестителя.
Как Москва начиналась? Из истории версий слова «москва». Повесть
Временных лет об основании Москвы. Юрий Долгорукий.
А.Я.Невский – защитник Руси от иноземцев. Князь-дипломат. Храм
Александра Невского в Нижней Салде.
Д.И.Донской – защитник земли русской от монголов. Дмитриевские соборы
России. 700 летие Сергия Радонежского.
Московский Кремль – сердце древней и современной России. Герб Москвы и
России при Иване III.
К.Минин и Д.Пожарский и их славные дела в русской истории. Казанский
собор в Москве, икона Казанской Божьей Матери.
Модуль VI. От Российской империи к РФ. Любить Россию – уважать
настоящее и верить в будущее.
Петр I: его любовь к России и дела великие. Город на Неве, из истории его
возникновения.
Зачем нужны гербы? Гербы российских городов, герб Свердловской области,
герб города Нижняя Салда.
Полководцы XVIII – XIX вв: А.В.Суворов и его ученик М.И.Кутузов. Первая
Отечественная война 1812 г.
Любовь к России через творчество русских композиторов и художников.
Император Николай II. Россия в Первой мировой войне.
Гражданская война. События октября 1917 г.
Трудовой подвиг советских людей в 20 – 30-е годы. Новая геральдика СССР.
СССР в 30-е годы. Москва 30-х годов. Метрополитен.
1941 год: Родина-мать зовет! Первые сражения за Родину. Московская битва.
900 дней и ночей ленинградцев. Таня Савичева. Советский тыл. Нижняя
Салда – фронту.
Сталинградские и берлинские операции.
Полководцы и ордена ВОВ.
Наша Родина в 50 – 80-е годы.
Россия сегодня. Города России.
Законы страны, нормы морали, права ребенка.
Из истории символов и праздников РФ.
Как управляется Россия сегодня. Конституция РФ.

Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса «Искусство любить Россию» обучающиеся на
начальном уровне общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о правовых, исторических и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний
о человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии России, её культуры, истории и её социально –
политического устройства;
 обретут чувство гордости за свой край, свою Родину, российский народ и
его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в
контексте ценностей многонационального российского общества, а также
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих
формированию российской гражданской идентичности;
 приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру истории и культуры; ознакомятся с началами социально-гуманитарных наук в
их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем
окружении;
 получат возможность осознать своё место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного
опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 познакомятся с некоторыми способами изучения общества, начнут осваивать
умения проводить наблюдения, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под
воздействием человека, в том числе на многообразном материале истории и
культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации
в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить
и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
 примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
социальной и культурологической грамотности, получат возможность научиться
соблюдать права и правила поведения в мире людей, освоят элементарные нормы
адекватного культуросообразного поведения в окружающей социальной среде.
Личностные универсальные учебные действия
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки ·адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в
том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, схемы для решения
познавательных задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·понимать
основы
смыслового
восприятия
художественных
и
познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи;
·устанавливать аналогии;

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире,
в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, схемы для решения
познавательных задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·понимать основы смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·устанавливать аналогии;
В результате изучения данного курса учащиеся приобретут первичные навыки
работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения
соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных
текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации. Учащиеся
должны овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в
наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами,
содержащими рисунки, таблицы, картосхемами.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения -учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида
текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей
и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации.
Вклад данного курса в формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных
познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание
информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Предметные результаты
2-4 классы
 различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг,
гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
 различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
 описывать достопримечательности столицы и родного края;
 называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. —
Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы,
начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII
в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. —
открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы;
1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии
Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–
1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос
Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации
суверенным государством);
 соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком;
соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
 находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
 рассказывать о ярких исторических деятелях Российского государства;
рассказывать об основных достопримечательностях Уральского края.
 описывать государственное устройство Российской Федерации, основной
положения Конституции;
 сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития
государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III,
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, император Пётр I, А. В. Суворов,
М.И.Кутузов, Николай II, В.И.Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков,
действующий президент РФ);
 характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
 описывать культурные достопримечательности своего края.
·учиться ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного
учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.

Тематическое планирование учебного курса
1 год обучения (2 класс)
№ урока

Тема
Модуль I. Конституция РФ о правах и правилах юного
гражданина РФ – государство, в котором мы живем

1
2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17

18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Колич
ество
часов

17

Право на жизнь.
Кто гарантирует право на жизнь.
Потребности человека.
Право на жизнь, право на уровень жизни.
Право на имя, которое является частичкой твоей
индивидуальности.
Право на защиту чести и достоинства.
Право на использование родного языка и культуры своего
народа.

1
1
2
2
2

Право ребенка на юридическую помощь и контакт с семьей.
Право государства наказывать за нарушение закона. Уголовная
ответственность ребенка.
Право на гражданство, права и обязанности гражданина РФ..
КТ №1 Символы РФ
Итоговое обобщение.
Модуль II. Разговор о правах, обязанностях, личной
безопасности и важнейших документах, которые их
определяют
Девочки и мальчики имеют равные права и свободы и равные
возможности для их реализации.
Конвенция о правах ребенка: кто такой беженец?
Право на оружие.
Твоя безопасность. От кого она зависит?
Конфликты и правила выхода их них.
Конвенция о правах ребенка и детях-инвалидах.
Устав МАОУГ о правах и обязанностях учащихся, родителей,
педагогов.
Конвенция о праве на трудовой доход несовершеннолетних и
защиту от экономической эксплуатации детей.
Конституция РФ и Конвенция о правах на свободу ассоциации,
объединений, собраний несовершеннолетних.

2

Конституция РФ и Конвенция о правах на свободу мысли,
совести, религии. КТ №2 Итоговое обобщение темы
«Путешествие по сказкам, где нарушались права героев».

2
2

2
1
17

2
2
2
2
2
2
2
2
1

2 год обучения (3 класс)
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8-9
10-11
12-13
14-15
16
17
18
19-20
21
22
23
24
25
26
27-29
30-31
32
33-34

Тема

Модуль III. Искусство любить малую родину – Урал.
Легенды и были о рождении Урала
Археологи и их находки на Урале.
Древние художники, путешествие в Каповую пещеру Южного
Урала.
Шигирские находки, река Аять, Кокшаровский холм.
Первые походы на Урал. Ермак на Урале.
Первые деревни, занятия жителей Урала.
Город Аркаим, его тайны и легенды.
КТ №1 Город Аркаим (творческая работа)
Непростые отношения Урала с русскими царями.
Уральские клады и кладовые.
Ремесла на Урале. Промыслы нашего района.
П.Бажов, его сказы об Урале. М.Н.Сибиряк.
Люди, прославившие наш Урал.
Горы и пещеры Урала.
КТ №2 Люди, прославившие Урал (сообщение)
Модуль IV. Путешествие по городам Урала
Образ родного края. Герб Свердловской области.
Основание Екатеринбурга
Верхотурье – несостоявшаяся столица Урала
Нижний Тагил – город-завод.
Алапаевск – город-завод и город музыки. П.И. Чайковский.
Нижняя Синячиха – город-музей деревянного зодчества.
Невьянск – город с наклонной башней
Касли и знаменитое каслинское литье.
КТ №3 Города Урала (сообщение)
Демидовы.
Герб
Демидовых.
Возникновение
нижнесалдинского завода.
Из истории деревень и улиц Нижней Салды
Из истории возникновения города Верхняя Салда. Чем славен
этот город – наш сосед? Из истории бурачного промысла в
Салде
КТ №4 Достопримечательности Нижней Салды (сообщение)

Кол.
часов

17
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
17
1
2
1
1
1
1
1
1
3
2
1

2

3 год обучения (4 класс)
№
урока
1
2
3

4
5
6
7
8-9

10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22

Тема

Колич
ество
часов

Модуль V. Любить Россию – любить и уважать ее прошлое.

14

От Руси до РФ. Летоисчисление в истории.
Лента времени, понимание исторического времени.
Исторические источники, говорящие вещи и рукописи:
берестяные грамоты, деньги на Руси.
КТ №1 «Счёт лет в истории» (составление исторических
задач)
Монах Нестор, его «Повесть Временных лет» - первое
историческое и литературное произведение о Руси.
Историческая карта, ее легенда – умение понимать и любить
Родину.
Образы первых князей – воинов древней Руси.
Признаки государства, задачи древнерусского государства.
Православие Руси. Образ Владимира Крестителя.
Как Москва начиналась? Из истории версий слова «москва».
Повесть Временных лет об основании Москвы. Юрий
Долгорукий.
А.Я.Невский – защитник Руси от иноземцев. Князь-дипломат.
Храм Александра Невского в Нижней Салде.
Д.И.Донской – защитник земли русской от монголов.
Дмитриевские соборы России. 700-летие Сергия Радонежского.
Московский Кремль – сердце древней и современной России.
Герб Москвы и России при Иване III.
К.Минин и Д.Пожарский и их славные дела в русской истории.
Казанский собор в Москве, икона Казанской Божьей Матери.
КТ №2 Работа с текстом
Модуль VI. От Российской империи к РФ. Любить Россию –
уважать настоящее и верить в будущее.
Петр I: его любовь к России и дела великие.
Город на Неве, из истории его возникновения.
Зачем нужны гербы? Гербы российских городов, герб
Свердловской области, герб города Нижняя Салда.
Полководцы XVIII – XIX вв: А.В.Суворов и его ученик
М.И.Кутузов. Первая Отечественная война 1812 г.
Любовь к России через творчество русских композиторов и
художников.
Император Николай II. Россия в Первой мировой войне.
Гражданская война. События октября 1917 г.
Трудовой подвиг советских людей в 20 – 30-е годы. Новая
геральдика СССР.

1
1
1

1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

СССР в 30-е годы. Москва 30-х годов. Метрополитен.
1941 год: Родина-мать зовет! Первые сражения за Родину.
Московская битва.
КТ №3 Работа с текстом
900 дней и ночей ленинградцев. Таня Савичева. Советский тыл.
Нижняя Салда – фронту.
Сталинградские и берлинские операции.
Полководцы и ордена ВОВ.
Наша Родина в 50 – 80-е годы.
Россия сегодня. Города России.
КТ №4 Работа с текстом.
Законы страны, нормы морали, права ребенка.
Из истории символов и праздников РФ.
Как управляется Россия сегодня. Конституция РФ.
Земля – наш общий дом. Глобальный проблемы человечества.
Резерв

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».